Легкий способ наслаждаться авиаперелетами
Аллен Карр
Анкета
Анкета - это опросный лист, заполнить который я попросил сотни людей, страдающих от страха перед полетами.
Я просто не мог поверить многочисленным фактам и теориям, о которых читал в книгах, написанных экспертами;
мне необходимо было убедиться в их достоверности.
Я надеялся, что анкета поможет мне избавиться
от путаницы. В конечном счете так и случилось, но первоначально она внесла в мои взгляды еще большую сумятицу. Поскольку я питаю отвращение к заполнению всяких форм и анкет, составил свои вопросы таким образом,
что чаще всего требовалось просто ответить «да» или «нет».
Более 300 человек, страдающих от СПП, ответили на мои
вопросы. Результаты приведены в Приложении А.
Я ожидал, что ответы будут соответствовать тому
опыту, который сам пережил и описал в начальных
главах этой книги. Я понимал, что мои страхи иррациональны, это проявление трусости, и стыдился самого
себя. Однако многие страдающие от СПП испытывают
совершенно противоположные эмоции. Если принять
во внимание знания, которыми я тогда обладал, то мои
страхи были вполне объяснимы. Я был далеко не трусом,
скорее меня можно было назвать храбрым человеком.
Почему? Да потому, что веря, что рискую своей жизнью,
я все же садился в самолет и никогда ни одной душе не
признавался в тех страданиях, которые переживал. В то
же время я чувствовал себя глупцом. Почему? Потому
что стыдился самого себя, но держал это при себе. Мой
страх перед смертью фактически вытеснялся страхом
потерять лицо в глазах моей жены, детей и друзей. Так
же как и в случае с пауками, общество научило меня
верить в то, что мужчины не должны испытывать страха, поскольку это исключительная привилегия женщин
и детей.
Много лет спустя я узнал, что все четверо членов
нашей семьи переживали одинаково сильно. Но каждый
из нас по глупости держал это в себе.Мне трудно поверить,
что каждый из нас испытывал тот же кошмар, от которого страдал я до, вовремя и после отпуска, но я убежден,
что всем нам было бы гораздо легче, а испытание показалось бы менее тяжким, если бы мы нашли в себе смелость
рассказать о наших бедах и поделиться ими друг с другом. Я действительно считаю, что мои предчувствия беды
не переросли бы в кошмар, если бы я знал, что не один так
мучаюсь.
Возможно, несмотря на то что боитесь летать, вы нашли в себе смелость пару раз Или даже больше вынести
это тяжкое испытание, как сделал когда-то я. Если так,
то у вас есть повод гордиться собой. А может быть, вам
страшно до такой степени, что, заказав билет на самолет,
вы аннулировали заказ в последний момент или даже
сели в самолет, но сошли с борта прежде, чем он взлетел,
и больше никогда не осмеливались летать. Означает ли
это, что вы менее храбры, чем я, и у вас есть основания
стыдиться самого себя? Или, мажет быть, это означает,
что вы менее глупы, чем был я? Как я мог одновременно
чувствовать себя и смелым, и глупым?
Эти явно противоречащие друг другу чувства могут
сбивать с толку, особенно, когда мы молоды. Возможно,
еще один эпизод из моей молодости: поможет вам прояснить ситуацию. Я расскажу о
СЛУЧАЕ С ЮДЖИНОМ.
Это случилось, когда я был молодым аудитором (боюсь,
что снова возвращаюсь к теме «Монти-Питона»). вто время
я прилагал массу усилий, чтобы выжить на зарплату в два
фунта в неделю. Нам платили, как беднякам, но ожидали,
что мы будем вести себя, как лорды. Соответственно, мы
имели право требовать, чтобы дорожные расходы на путь
от конторы в Сити до города, где жил наш клиент, оплачивались из расчета стоимости железнодорожного билета
в вагоне первого класса.
В этом случае клиент располагался в Бигглсвейде.
Я не хочу обижать жителей Бигглсвейда, но в дни моей
молодости, это был захудалый городишко. В общем, четверым голодающим студентам поручили провести там аудит,
и одному из них, я назову его Юджином, пришла в голову
блестящая идея нанять автомобиль.
В те дни машины имели только действительно богатые люди.
Я сделал Юджину комплимент по поводу этой идеи
и подумал, каким отличным бухгалтером он станет. Мы
все не только выигрывали от разницы между стоимостью
проезда в первом и третьем классах, но и экономили приблизительно по два шиллинга.
Я был очень наивен тогда. Мне не пришло в голову,
что этот парень имел не больше желания стать бухгалтером, чем я.
Он был фанатиком мотогонок. Его истинным побуждением было не сэкономить несколько шиллингов, а реализовать свои фантазии о том, ЧТО он, как Стирлинг Мосс
в Ле Мансе в потрепанном «Остине А-40»* несется по шоссе со скоростью 130км/ч.
Я понимаю, скорость 130км/ч не произведет впечатления на современных водителей. Но в то время мотогонщики считали, что ехать со скоростью 65км/ч - значит
нестись, хотя в наши дни такую езду сочтут опасно медленной. Ремней безопасности тогда не было, не проводился и техосмотр автомобилей. Ездить на лысых шинах было
обычным делом, Скажу больше вас сочли бы несколько
экстравагантным, если бы вы заменили их до того, как они
лопнули. В то же время значительные участки шоссе не
имели даже двустороннего движения.
Вы замечали, что у многих из нас есть склонность
к тому, что меньше всего соответствует нашим физическим и умственным возможностям? Например, дамам среднего
возраста весом в 120 с лишним кг. нравится носить одежду из шкурок котиков и леопардов, а Лучано Паваротти,
Kaк я слышал, мечтал стать балетным танцором ...
Юджин был очень близорук Я не имею в виду, что он
не мог предвидеть события, а говорю о ТОМ,что зрение
у него было очень неважное. Я не сомневаюсь, что при нынешних неслыханных технических достижениях в области
производства контактных линз его близорукость была бы
не столь заметной. Но в те времена его очки назывались
«бутылочными стеклами», линзы, толщиной почти в палец, просто невозможно было не заметить.
Я думаю, что все сложилось бы менее ужасно, если бы
до поездки у меня не создалось впечатления, что очки в какой-то мере компенсируют его плохое зрение. Однако его
привычка во время езды наклоняться вперед так, что нос
почти касался ветрового стекла, подтверждала то, что видел он плохо.
Я считаю, что мне повезло, потому что в качестве
пассажира я оказался на заднем сиденье. Юджина, по-видимому, не беспокоило, что, наклоняясь вперед, он не мог видеть зеркало заднего вида. Возможно, я несправедлив. На той скорости, с которой он ехал, было мало
смысла смотреть в зеркало заднего вида. Но хуже всего
была его раздражающая привычка, которая, кстати, есть
у многих водителей, - отрывать взгляд от дороги, когда
он с кем-либо разговаривал. Я знаю, что это вежливо -
смотреть на людей, когда с ними разговариваешь, но когда ты ведешь машину, это опасно. Всякий раз, когда
он так делал, у меня появлялось искушение схватить его
за уши и повернуть к дороге. Всё путешествие от Лондона
до Бигглсвейда и обратно в Лондон я просидел в безмолвном ужасе.
В выходные дни я рассказал своей жене, как опасно
ехать с Юджином, и объяснил, что наследующей неделе,
скорее всего, поеду поездом. Но беда была в том, что если
я отказывался от машины, то нанимать автомобиль становилось невыгодно. Все выходные дни я думал о том, как поступить. Если я откажусь,то мне придется привести вескую
причину отказа. Я мог признаться, что напуган, но тогда
я почувствовал бы себя трусом и был унижен. Я мог бы
разнести в пух и прах водительские способности Юджина,
но ЭТО сделало бы меня трусом вдвойне, потому что я критиковал бы его вождение, только чтобы замаскировать свой
страх. Я был чрезвычайно горд тем, что сумел преодолеть
свой ужас перед поездкой и стоически пережил такой же
кошмар на следующей неделе, а если бы Юджин в третьей поездке не перевернул автомобиль на скорости 120км/ч,
то я бы и по сей день испытывал чувство гордости.
Вы слышали пословицу:
СОВЕСТЬ ЛЮБОГО ДЕЛАЕТ ТРУСОМ.
Всю свою жизнь я говорил так при случае, даже не задумываясь о том, что это значит. Поразитедьно, как противоречиво получается: «Смотри, куда прыгаешь» ~ «Промедление смерти подобно». По смыслу эти два выражения
абсолютно противоположны, но мы употребляем их в том
случае, когда хотим оправдать свои действия.
Я гордился тем, что сумел преодолеть свой страх.
В то же время я чувствовал себя трусом потому,что у меня
не хватило мужества, сев на поезд, тем самым подтвердить, что я в самом деле осуждаю Юджина. Авария доказала, что я принял неверное решение. Смешно: неужели
я был готов рисковать своей жизнью, чтобы сэкономить
два шиллинга? Для того чтобы пережить кошмарную
поездку еще раз, мне потребовалось меньше храбрости,
чем для того, чтобы признать свой страх и тем самым, возможно, поставить в неудобное положение и обидеть коллегу. Я чувствовал себя трусом, потому что не хотел признаваться в страхе или же мне совестно было поставить
в неловкое положение своего друга? Кто знает?! Я только
могу сказать, что годы спустя во время поездки на выходные дни в Париж в аналогичной ситуации я без угрызений совести или смущения сказал шоферу - пятидесятилетней копии Юджина: «Мне очень страшно, прошу вас,
поезжайте медленнее или позвольте мне вести машину,
а иначе вам придётся остановиться и дать мне выйти».
Я не испытывал смущения по поводу своего страха, поскольку знал, что он вел машину очень неосторожно. Признаюсь я опасался, что обидел его, но оказалось, что мне не следовало волноваться. Водитель вовсе
не обиделся, он даже извинился и сбросил скорость, так
что путешествие доставило мне удовольствие, а не стало
испытанием. В этом случае меня не мучили противоречия. Я понимал, что рассудок может заставить любого выглядеть трусом. Однако думаю, что более уместным здесь
было бы другое выражение:
ПУТАНИЦА ДЕЛАЕТ ВСЕХ НАС ТРУСАМИ.
Что касается случая с Юджином, то тогда в голове у меня
была путаница, ведь я рисковал своей жизнью только ради
того, чтобы не поставить в неловкое положение своего друга. Это было полнейшей глупостью, к счастью, ко времени, когда я вновь попал в такую ситуацию, я уже кое чему
научился и избавился от путаницы.
Теперь вы, должно быть, удивляетесь, какое отношение все это имеет к преодолению страха перед полетами. В сущности, вполне простительно, если вы сделали
вывод, что я пытаюсь довести до 'вас следующую мысль:
если полеты считаются опасными, то нужно иметь смелость признать этот факт и отказаться летать. Если бы
полеты были бы опасными, я бы стопроцентно поддержал
вас, но я просто пытаюсь устранить путаницу.
Люди, страдающие от СПП, делятся на две основные
категории:
1) те, кто, несмотря на свой страх, имели смелость совершить полет;
2) те, кто так и не смог набраться храбрости, и следовательно, никогда не летал.
Это различие обманчиво. Если вы относитесь к первой
категории, то можете сказать: «По крайней мере, у меня
хватило смелости встретиться лицом к лицу СО своим страхом». Тот, кто принадлежит ко второй категории, как человек нелетавший может в ответ возразить: «А что вы знаете
о страхе перед полетами? Если бы вы испытали хотя бы
одну десятую тех страданий, что и я, вы бы не подошли
к аэропорту ближе чем за 15кM».
Одна из самых неприятных сторон любого недуга,
физического или психического, - это чувство одиночества; вам кажется, что только вы сами можете понять свое
страдание. Несомненно, что люди испытывающие чувство
страха перед полетами или страдающие от любой другой
болезни, могли бы в какой-то мере утешить друг друга,
обсудив свои проблемы. Однако мой стыд говорит о том,
что такие беседы могут cкopee породить еще больше сложностей, а не способствовать исцелению, особенно если позволить страдающим людям начать соперничать по поводу
того, кто мучается больше, и использовать при этом ложную или вредную информацию:
Если вас все еще волнует, что произошло после
того, как автомобиль Юджина перевернулся на скорости 120 км/ч, то рад сообщить вам, что благодаря какому-то чуду все отделались только небольшими царапинами и ушибами. Более того, мне повезло, и я вообще
не пострадал. Однако убежден, что именно это событие
позднее способствовало появлению моего страха перед
полетами.
На протяжении всей книги я буду обращать ваше
внимание на то, что именно эта шизофреническая раздвоенность, эта путаница порождает данную проблему: разве
я глупец и трус лишь потому, что, зная о безопасности полетов, все же не могу найти в себе достаточной смелости,
чтобы летать? Или, если я даже смогу решиться на это,
разве я настолько глуп, чтобы рисковать своей жизнью
или травмировать себя?
Давайте подробнее рассмотрим действительную
причину этой проблемы:
СТРАХ.
<- Предыдущая глава ___
Всё целиком___
Следующая глава ->
* * * * *
Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
|
Работа в интернете
|