Тун Син. Китайская книга мудрости
КОНФУЦИАНСТВОПо силе своего нравственного воздействия конфуцианство сыграло в истории Китая не менее важную роль, чем даосизм, но оно гораздо более доступно пониманию и имеет больше приверженцев, поскольку по сути своей
является социальной религией. Конфуцианство и даосизм существуют параллельно,
их философские построения лежат в совершенно разных плоскостях: в
конфуцианстве основное место занимают вопросы социального порядка и
справедливости, в то время как даосизм концентрируется на здоровье
индивидуума и его взаимодействии с природой. И, тем не менее, они поддаются
сопоставлению — скажем, порядок и справедливое общество есть продукт
деятельности здоровых и здравомыслящих индивидуумов и т. п. Как бы там ни
было, китайцы прагматичны в вопросах религии и готовы в зависимости от своих
потребностей принять или отвергнуть концепции как одной, так и другой
религиозной системы.
Конфуцианство можно охарактеризовать как философско-обоснованный
кодекс социально-этических норм и одновременно всеобъемлющую политическую идеологию
и определенный образ жизни. При этом основной акцент в конфуцианском учении
делается на том, что является истинным, а что — ложным в человеческом
поведении, и на необходимости внутренней дисциплины. Конфуцианство было
государственной религией Китая во времена Ханьской династии (206 до н.э. —
220 н. э.) и до сих пор имеет большую нравственную ценность в стране,
способствуя формированию стабильного общества, основанного на стойких
семейных отношениях и порождающего, в свою очередь, мораль-ноустойчивых
индивидов. Конфуцианские моральные ценности имеют непреходящее значение; в их
основе нет никаких суеверий, и они дали китайцам историческое преимущество
теоретического знания справедливой социально-политической организации перед
другими народами мира.
О жизни Конфуция (551—479 до н. э.) сохранилось немного
сведений. Его имя, насколько нам известно, является латинизированной формой
китайского имени Кун Фу-цзы (чаще просто Кун-цзы), данного философу
миссионерами-иезуитами.
Конфуций родился в городке Цюйфу, расположенном на
территории небольшого китайского княжества Лу. Его знаменитые изречения,
многие из которых стали общеизвестными пословицами, являют нам человека,
наделенного глубокой мудростью, огромным человеколюбием и стройной логикой
мысли. Эти изречения, в записи учеников Конфуция составили книгу Луньюй, или
«Аналекты» (Суждения и беседы).
Учение Конфуция ориентировано на земную жизнь. В его
высказываниях мы находим лишь довольно туманные ссылки на Небеса. Философ
утверждал, что добродетель награждаема — как порок наказуем, и что рай на
земле возможен при условии, что жизнь и поступки каждого человека будут
преисполнены мудрости, чувства долга, справедливости, чистосердечия,
милосердия, гуманности и соблюдения обрядов и церемоний. Свою главную цель конфуцианцы
видели в развитии идеи цзюнь-цзы — идеи совершенного человека, или, говоря
литературным языком, благородного мужа, который своим поведением поддерживает
порядок и равновесие в мире. А кто не согласится с тем, что все человеческие
невзгоды и страдания в определяющей степени проистекают из эгоизма и
глупости?
КОНФУЦИЙ ГОВОРИТ…
Если у вас есть недостатки, не бойтесь избавляться от
них.
Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее.
В этой жизни за плохими новостями всегда следуют
хорошие новости.
С уст человека могут срываться острые стрелы, ранящие
душу, и огненные мечи, оставляющие шрам на сердце. Крепко подумай,
прежде чем что-либо сказать.
Храня молчание, когда следует говорить, мы многое
теряем. Говоря, когда следует молчать, мы бросаемся словами. Мудрый человек старается
избежать и того, и другого.
Учение без размышления — напрасно, размышление без
учения — опасно.
* * * * * Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
|
Работа в интернете
|