Тун Син. Китайская книга мудрости
ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА
Китайцы отличаются спокойным темпераментом, сдержанностью в привычках и
стремятся достичь гармонии и умеренности во всех своих начинаниях. Этими
двумя причинами и объясняется тот факт, что они обладают хорошим здоровьем
и душевным спокойствием. Из этого также следует, что люди, не склонные к
опрометчивым поступкам, менее подвержены болезням и несчастным случаям, и,
соответственно, у них больше шансов прожить дольше.
Такой образ жизни китайцев объясняется большим влиянием учений Конфуция и
Лао-цзы, бывших ярыми проповедниками принципа «золотой середины», в
соответствии с которым человек всегда должен выбирать средний путь и
избегать отчаянных крайностей в поведении.
Этот принцип применим не только к человеческому поведению, но и к природе
в целом. Согласно философии даосов, ничто не бывает только инь или только
ян природы, а значит, не может быть и абсолютных крайностей. В противном
случае не было бы равновесия в мире, а царил бы лишь хаос.
В книге «Нэй Пянь», опубликованной около 320 г. н. э., даосский ученый Гэ
Хун писал о практиках, способных разрушить как душевное спокойствие, так и
физическое здоровье человека.
Печаль, тревога, честолюбие без таланта, алчность, зависть, чрезмерная
радость, праздность, дряхлость, пьянство и физические перегрузки пагубны;
и когда они достигают своего крайнего предела, следуют истощение и смерть.
Поэтому взыскующий долгой жизни не должен слушать, смотреть, сидеть, пить,
есть, упражняться, разговаривать и одеваться сверх меры. Не следует также
усиливать пять вкусовых качеств пищи, поскольку слишком соленое вредит
сердцу, слишком острое портит печень, слишком кислое губит селезенку,
слишком горькое — легкие, а слишком сладкое — почки.
Очевидно, Гэ Хун видел связь между здоровьем и нравственным поведением, а
потому и установил важный принцип, до недавнего времени не замечавшийся
западными врачами.
УМЕРЕННОСТЬ И МОРАЛЬ
Курение, алкоголь, наркотики, азартные игры и случайный секс, похоже,
начинают признаваться пятью главными пороками, если не грехами, во всех
странах мира. Возможно, к ним будет причислено и чревоугодие, поскольку от
переедания умирает больше людей, чем от недоедания.
К сожалению, многие люди на Западе стремятся жить по принципу «все или
ничего»; таким образом, неумеренность возводится в абсолют. Для многих
подобный подход означает либо полное самооправдание при потворстве своим
прихотям, либо абсолютное воздержание.
Китайцы менее строги в восприятии окружающего мира. Они не считают
добродетелью алчность, но и не относят к добродетели полное самоотречение.
Китайцы испытывают отвращение к наркотикам и беспорядочным половым связям,
но не столь резко осуждают курение, алкоголь и азартные игры, утверждая,
что при условии умеренности польза от удовольствий, построенных на
известном риске, может перевешивать их пагубные последствия. Для китайцев
строгий кодекс моральных правил, сущностью которых является умеренность,
важен с точки зрения поддержания хорошего здоровья и долголетия.
Китайская этика оперирует такими понятиями, как умеренность, компромисс,
гармония, мудрость, справедливость, милосердие, честность, соблюдение
приличий, диетотерапия, этика общения и уважение к родителям и предкам.
Иными словами, она всеобъемлюща и очень практична.
Китайские врачи всегда придерживались той точки зрения, что многие
психические и нервные расстройства вызваны нашим образом жизни, и их
причины в той же мере могут быть следствием безнравственного поведения,
как и откровенно медицинского происхождения.
Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
|
Работа в интернете
|