Тун Син. Китайская книга мудрости
ДАОСИЗМ. ПРОИСХОЖДЕНИЕВ библейской Книге Бытия рассказывается о сотворении мира. Похожие истории можно найти у любого народа, ведь люди всегда стремились
раскрыть тайну возникновения жизни и Вселенной. Приводимая ниже китайская
версия повествует о создании мира Паньгу.
Вначале не было ничего, кроме одной первозданной,
напоминавшей огромное куриное яйцо массы, в которой царил хаос, и вселенского
принципа инь-ян, первопричины и духовной сути материи и жизни. Именно силы инь
и ян извлекли из хаоса творца Вселенной Паньгу. На протяжении 18 000 лет Паньгу
девять раз изменялся, и в то же время он титанически трудился. Вместе со
своими помощниками — драконом, черепахой, единорогом и фениксом — он лепил из
первозданной массы Землю. В процессе этого акта творения светлые и чистые
элементы, соединившись, образовали звезды, Солнце и Луну, а темные и грязные
элементы уплотнились в сгусток, превращенный Паньгу в Землю. Земля и небо с
каждым днем становились все больше. Рос и сам Паньгу, пока не превратился
наконец в гиганта. По прошествии тысячи лет, когда небо достигло высочайшего
предела, а земля прочно утвердилась на своей основе, Паньгу умер. После его
кончины тело Паньгу претерпело удивительные трансформации. Его плоть
превратилась в землю, кровь — в реки и озера. Его дыхание стало ветром, капли
пота — дождем, волосы стали растениями, левый глаз — Солнцем, а правый глаз —
Луной. Голос Паньгу обратился в гром. Насекомые же, которые ползали по его
телу, стали человеческими существами разных рас.
Китайские мыслители, и в особенности даосские философы,
признают, что вселенский принцип инь-ян существовал всегда. И этот принцип не
только лежит в основе всей китайской философии, науки и медицины, но и
пронизывает всю общественную и личную жизнь китайцев.
Однако, хотя легенда о Паньгу и может вызывать
определенный интерес у китайского крестьянства, она, конечно же, никогда не
воспринималась всерьез китайскими мудрецами. Даосы не уподобляли людей богам
и, тем более, богов людям, а все верования такого рода считали наивными или
даже чрезмерно претенциозными. Они никогда не придерживались взгляда на
Вселенную как на мир, управляемый неким божеством, наделенным человеческими
качествами. У них были иные представления о вселенской гармонии.
Даосы тяготеют к здоровому агностицизму, «не обожествляя,
но и не пренебрегая Небесами», по словам Конфуция. Они считают, что природа
сама себя создает, сама себя упорядочивает и имеет свое собственное духовное
начало. Любая сила и любое движение в природе есть проявление этой
духовности. Постижение природы и ее постоянной деятельности более полезно,
чем стремление к познаниям, поскольку человек никогда не сможет обрести
абсолютное знание. И даже самые мудрые из нас вряд ли смогут раскрыть тайну
происхождения Вселенной. Хотя, возможно, у Вселенной и не было начала. Если
она развивается циклично, как утверждал Эйнштейн, у нее не может быть ни
начала, ни конца. Но как все есть на самом деле, мы не знаем, поскольку мы не
обладаем всемогуществом и нам не дано постичь непостижимое. Даосизм,
возможно, является единственной религией, которая не опирается на слепую веру
— враг разума. Для мыслящих людей здесь есть над чем подумать.
* * * * * Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
|
Работа в интернете
|