Тун Син. Китайская книга мудрости
ТАЛИСМАНЫ
Бывает, недостаточно ограничиться одним лишь составлением предсказания.
Если предсказание получилось зловещим, не удовлетворяющим или
нежелательным, следует предпринять что-либо, что смогло бы смягчить
предсказанные беды и несчастья.
В Древнем Китае для этого обычно
применялись талисманы — предметы, обладающие магическим свойством
отводить зло и оказывать на владельца положительное влияние. Обычно
талисманы представали в форме книги или кольца.
Талисманами пользуются не одни китайцы. Они в чести и на Западе, где
люди вешают в домах подковы или носят браслеты, к которым прикрепляют
маленькие брелоки и другие амулеты
И все же к этой практике чаще прибегали и относились к ней более
серьезно в древние времена, когда люди были суевернее. В легенде о
короле Артуре талисманом был его меч Экскалибур, обладавший чудесной,
сверхъестественной силой.
Весьма сомнительно, чтобы талисманы оказывали какое-либо физическое
воздействие, но многие люди в значительной мере склонны к самообману и
действительно чувствуют себя гораздо лучше, если носят что-либо, что
способно, по их мнению, принести удачу. Вряд ли стоит доказывать, что
своим успехам люди обязаны исключительно самим себе и способны добиться
многого без помощи суеверий.
Талисманы всегда играли важную роль в даосизме и буддизме. В последние
годы, благодаря попыткам китайского правительства искоренить
мошенничество, буддийские монахи с большой осторожностью используют
талисманы и даже настаивают на исключительно психологическом их воздействии.
Всеобщим талисманом в Китае является сама книга Тун Син. Ее кладут под
подушку больного человека или на живот беременной женщины, испытывающей
трудности. Каждый экземпляр книги имеет красную ленточку или тесьму, и
ее можно повесить там, где она сможет принести наибольшую пользу, —
красный цвет символизирует счастье.
Еще один общеупотребительный талисман — зеркало ба гуа. Его также вешают
у изголовья больного человека, поместив в рамку из дерева, пластика или
любого другого подходящего материала, на которой вырезают или рисуют
восемь триграмм ба гуа. Считается, что это зеркало возвращает зло его
источнику.
Большинство талисманов записываются. Но чтобы они были более эффективны,
их должен записать астролог, предсказатель, даос, буддийский монах или
любой другой профессионал в оккультной сфере. Это обычно делают в
комнате, где можно воскурять фимиам. Талисман или заклинание
записывается красными чернилами на желтой бумаге. Красными чернилами —
потому, что красный цвет символизирует счастье, а на желтой бумаге —
потому, что это императорский цвет, символ власти.
Некоторые талисманы начинаются со слова чэн, что означает «подчинить»
или «покорить»: оно призвано обуздать хаос и воссоздать гармонию. Другие
талисманы начинаются со слова ч'и, что в переводе значит
«контролировать, сдерживать». Это, как правило, талисманы, призванные
сражаться с болезнью. Не часто талисманы начинаются и со слова чэнг,
означающий «первый». В даосской литературе им выражается Дао, принцип
всеобщей гармонии. Из всего вышесказанного видно, что назначение самого
сильного талисмана — сражаться с теми силами, которые вызывают хаос и
нарушают гармонию.
Считается, что талисманы действуют эффективней, если их ассоциировать с
молнией. Чтобы придать с ней сходство, талисман удлиняют и загибают
последнюю строчку текста. Корни такого поверья лежат в предании о
сотворении мира. Согласно традиции, стрела молнии ударила во мрак
первобытного хаоса, из которого возникли небо и земля, высвободив
космические силы инь и ян, образующие Дао — всеобщий закон Вселенной.
Бог Грома связывается с гармонией и с ишщением. Он поражает всех, кто
разрушает космос или божественный порядок.
После того, как талисман записан, бумагу сжигают, а пе-пел смешивают с
водой. Эту жидкость потом выпивают или разбрызгивают там, где это
нужно или где от ее действия ожидается максимальный эффект.
Вера в действенную силу талисманов восходит к даосизму. Талисманами
пользовались с древнейших времен. О них упоминается в Ку Вэй Шу, или
«Древних тайных книгах», написанных около 100 г. н. э. В Ку Вэй Шу
упоминаются также Яо и Шен, два легендарных императора, и Юй Великий,
основатель династии Ся (2100-1600 до н. э.).
Большое влияние оказал и даосский писатель Чжан Дао-лин, известный также
под именем Чжан Цзыши, или «Небесный мастер Чан», родившийся около 35 г.
н. э. и основавший школу медицины в Киангси. Он повелевал пациенту
написать все свои грехи и жизненные неудачи на бумаге и затем, держа
этот листок в руке, войти в реку, чтобы в ее водах очиститься от своих
грехов. Это, без сомнения, объясняет популярность написанных талисманов.
Буду благодарен, если поделитесь этой статьей:
|